Раскол в расколе по расколу
Итак, формально несуществующая (потому что распущена) УПЦ КП 20 июня провела так называемый Поместный собор, на котором объявила томос «о единой украинской церкви» несуществующим, а помпу, с которой он получен, предвыборным обманом Порошенко с целью поднять свой рейтинг. Кроме того была озвучена откровенно провокационная причина, требующая особого рассмотрения – козни Варфоломея, пожелавшего забрать под Фанар Украинскую паству. Но это, если грубо.
Попробуем вкратце разобрать, что же произошло, хотя признаюсь, краткость в данном случае окажется минусом для понимания происходящего, и, тем более, будущего. Но все же…
Томос был или не был?
Последние недели церковная раскольничья братия шумела ульем – Филарет (Днисено) рассылал приглашения на некое действо, которое он, считающий себя Патриархом всея Украины, называл Поместным Собором. Сторонники ПЦУ во главе с Епифанием вооружились не только томосом, полученным от Вселенского Патриарха Варфоломея, но и армией пишущих во славу ПЦУ и лично Епифания, на все лады разрисовывающих действия Филарета, как противозаконные и антицерковные. Самого Денисенко они представляли почти ополоумевшим стариком, жадным до власти, в некоторых статьях проскальзывало напоминание об анафеме и расколе, но в моду вошел тезис «Филарет действует в интересах русских».
Однако, сегодня формально распущенная в декабре прошлого года УПЦ КП таки провела Собор, на котором томос о «Единой Украинской Церкви», с таким трудом полученный Порошенко, был отринут как нелегитимный документ. Кроме того, Собор вынес решение, в котором:
1. Итоги «поместного собора» о ликвидации УПЦ КП признаны недействительными на основании несоблюдения процедуры ликвидации УПЦ КП (тогда просто собрали подписи нескольких архиереев).
2. Соответственно, итоги «объединительного собора» 15 декабря признаны недействительными.
3. УПЦ КП законным образом ликвидирована не была, а значит, продолжает существовать и возглавляет ее Филарет. Все согласно действующему Уставу от 2016 года.
4. УПЦ КП, как зарегистрированная и действующая организация, является собственником всего имущества, которое имела на 15.12.2018г., в том числе и финансы.
5. Все дочерние организации (епархии, монастыри, духовные школы и т.д.), не перерегистрированные ПЦУ, принадлежат УПЦ КП.
Можно было бы сказать, что все вернулось на круги своя, но фактор Епифания, подконтрольного Фанару, более чем реален, а значит, на сегодня в Украине действуют уже три раскольнические структуры: УПЦ КП, УАПЦ и ПЦУ.
Раскол может породить только раскол – этот факт теперь подтвержден на деле еще раз – вспомним, как раскололась структура, созданная Филаретом в 1992 году на УПЦ КП и УАПЦ.
Единая и неделимая ПЦУ не просуществовала и полгода после своего основания, и это яркая иллюстрация негодной попытки Фанара противозаконно «уврачевать» украинский раскол.
Отдельно хочу упомянуть нелестные слова Филарета в сторону Порошенко:«Порошенко нужен был любой томос, потому что ему нужна была поддержка на выборах», и это не фигура речи, тут как раз Филарет сказал истинную правду. Но главное – Филарет объявил томос недействительным, а это значит, что свиток, с которым Порошенко и Епифаний победно «прошагали» по всей стране, оказался признаваемым документом малой толикой украинцев и практически никем в мире. И что есть тогда томос об автокефалии ПЦУ?
Почему раскольники раскололись?
О предыстории ПЦУ поговорим в другой раз поподробнее, напомню, 15 декабря 2018 года после полугода переговоров в храме Софии Киевской состоялся так называемый «Объединительный собор», в результате которого Украина получила единую поместную православную церковь во главе с предстоятелем Епифанием. Перед этим на специальном собрании УАПЦ и УПЦ КП подтвердили, что в момент создания ПЦУ они будут ликвидированы. Выданный в Стамбуле 06.01.2019г. томос об автокефалии, с одной стороны завершил процесс «объединения», но с другой оказался совсем не той бумагой, которую ожидали от Фанара – согласно документу, Украина становилась митрополией в составе Константинопольского патриархата (что сие обозначает, любопытные могут найти в интернете). И немудрено, что дальнейшие события являются закономерными последствиями содержательной части томоса.
Не буду углубляться в детали, но Филарет оказался не готов подарить Константинополю «нажитое непосильным раскольническим трудом» имущество и звание патриарха всея Руси-Украины, как он себя называет. Мало того, в дело вмешались мелочи в виде «кто кого приглашает на совместное служение» или «кто кого забыл пригласить», а на деле, Филарет и Епифаний начали выяснять, кто же из них главнее и кто будет первенствовать на богослужении. Эти не мелочи, на самом деле, оказались той самой костью раздора, поводом для нового раскола. Подчеркиваю – поводом, не причиной, причина сложившегося дуумвирата содержится в тексте томоса, опустившего патриархат до уровня митрополии.
Одним словом с апреля 2019 года в раскольнической ПЦУ образовался раскол, причем, Филарет, по сути оставленный без власти, сумел убедить многих иерархов в том, что с томосом их обманули, с автокефалией тоже, и так далее. Он даже обвинил Порошенко в том, что тот обещал Денисенко управление новой церковью (а Епифаний должен был управлять заграничными церквями), но тоже не сдержал слово. Как бы то ни было, ситуация к маю накалилась настолько, что и сам томос оказался под угрозой отзыва Варфоломеем. Но тут есть деталь – Варфоломею, протянувшему руки к украинскому «добру», невыгодно будет аннулировать томос, потому что это будет обозначать не только потерю возможных богатых территорий, но и потерю лица, и так уже изрядно потрепанного украинской историей. И Филарет это прекрасно понимает. И совершенно очевидно, что война в расколе только начата, и кто выйдет победителем, пока не понятно. Не зря Филарет порция за порцией выдает на гора информацию оо лжи и интригах, которые сопровождали создание ПЦУ.
Кто кого обманул?
Сейчас враждующие стороны обвиняют друг друга в обмане, и не зря. Фанарскому старцу следовало бы много раз подумать, прежде чем подставлять свое имя под запутанное украинское многоголосие. Все дело было в целях, а только Порошенко добился своих – он вошел в историю Украины как человек, организовавший настоящее гонение на каноническое Православие. Остальные все до единого остались в дураках – обманутый Филарет теперь заново будет по кускам собирать свое имущество и восстанавливать численность прихожан. Не думаю, что это будет просто.Епифаний, никем так и не признанный, но поддерживаемый Фанаром, будет теперь сам набивать раскольничьи шишки, обманным путем пытаться втиснуть свое детище ПЦУ в мировое Православие, впрочем, безуспешно, и ожидать, что его проблемы разрешаться с естественной кончиной Денисенко. А Варфоломей и дальше будет глотать упреки со стороны большинства поместных церквей за попытку влезть на чужую территорию. Словом, будни ПЦУ чем дальше, тем страшнее, и тем больше походят на бульварный роман. Недавно в одном из интервью Филарет сказал: «Я допускаю новое разделение Церкви. Но мы создадим единую церковь – Киевский патриархат».Как говорится, ни убавить, ни прибавить. Но это и не удивительно, что можно еще услышать от человека, который в ответ на попрек «Ну вы же подписывали ликвидацию УПЦ КП?», ответил:«Подписывал. Почему подписывал? Как временное явление для того, чтобы получить Томос. Без этого Вселенский патриарх не имел права предоставить нам Томос».
Затяжная драка
Драка уже началась – Епифаний отобрал приход у Филарета, а тот в свою очередь переназначил настоятеля Свято-Федосиевского монастыря с ПЦУшногоМакария на КПшного Андрея и объявил монастырь собственностью УПЦ КП. Юридическое противостояние обещается быть кровавым и долгим, и начнется все с выселения Епифания из офиса Киевской Православной Богословской Академии, основанной в 1992 году самим же Филаретом и любезно предоставленной им же в конце прошлого года под нужды «свидетелей томоса».Учитывая хитрость, опыт и упрямство Филарета, а так же его привычку противостоять изоляции от остального Православного мира, имею основания предполагать длительные тяжбы между УПЦ КП и ПЦУ, в которые будет втянута вся Украина без остатка – начиная от купленных СМИ, и заканчивая мирянами.
А что народ?
А народ особо никому и не интересен. Ему сперва рассказывают про правильный КП, потом про правильную ПЦУ с правильнейшим «святым томосом», потом опять вводят в ступор сообщениями о том, что томос ненастоящий. Каждая сторона сейчас занимается тем, что перетягивает на свою сторону, как тот канат. Но что при этом должны думать прихожане? Их однажды насильно перевели из Православия в раскольническую церковь, зачастую под предлогом «разницы нет, но наша более украинская, чем УПЦ». Потом им рассказали, что томос – это правильно, это хорошо. Теперь им говорят о томосе, как о документе обмана. Поди разберись в церковных спорах ….
Все как в политике – кто громче все кричи, а на деле никто из раскольнических предстоятелей о людях не думает в принципе. Но самое страшное, что, захватывая тот или иной храм, монастырь или обитель, клирики, не стесняясь, привлекают не только радикалов, но и обычных людей, совращая их души не только позором отречения от Правды, но и агрессией ереси.
Воистину, ученик и учитель (а Епифаний до недавних событий верный ученик Филарета) на одной грядке выросли.
А тут стоит просто вспомнить, как появилась на свет УПЦ КП, сколько интриг и предательств сопровождало ее появление, и вспомнить Христа, сказавшего: «Кто хочет быть среди вас первым, пусть будет вам слугой». (Мф. 20,27).
https://svanna79.livejournal.com/22849.html